Международные исследования – не олимпиада

Случайно услышала, как чиновники обсуждали, что, мол, президент велел, чтобы через три года Россия вошла в тройку лидеров по результатам PISA. Печаль, если это правда. Но не потому что сейчас мы на 35 месте – это как раз интересно и неплохо. А потому что никто не сказал президенту, что к международным сравнительным исследованиям нельзя относиться как к Олимпийским играм. А как к чему к ним нужно относиться тогда? Один умный бельгиец здорово сформулировал: «Международные сравнительные исследования придумали, чтобы, воспользовавшись результатами других стран, больше узнать о себе».

Ну то есть, задумка была такая: давайте сделаем по возможности максимально похожие инструменты, возьмем рандомизированные выборки детей из разных стран (случайные – чтобы не набрать ни самых сильных, ни самых слабых, без перекосов) и посмотрим как они решат задания. А задания тоже обсудим и отберем совместно, чтобы было справедливо. Так работают исследования типа  PISA, PIRLS, TIMSS. Для психометриков и исследователей – эти исследования вкусные, а для политиков – гнусные. Из-за несчастливой аналогии со спортивными состязаниями многим кажется, будто 35-ое место в PISA как-то унижает Россию, а, скажем, первое место в PIRLS – возвеличивает. На самом деле, другие страны просто смогут больше узнать о себе, зная, что российские дети хорошо делают задания на чтение. И мы тоже узнаЁм новое о себе. Но оказавшись на 35 месте в PISA, мы узнаем о себе не меньше, а может даже и больше!

Есть показательный пример Австралии. Когда после первых международных сравнительных исследований австралийцы увидели себя в хвосте результатов, они испытали шок. А потом быстренько прошли все неизбежные стадии (отрицание, гнев, торг, печаль), приняли это и начали действовать. Отрядили Дэвида Гонски организовать исследователей. Исследователи накопали данных. И австралийцы начали менять свою систему. И сейчас они очень здорово развернули поддержку учителей, научили учителей решать свои проблемы с помощью прикладных микро-исследований (action research). Дали учителям доступные системы оценивания (именно для диагностики, а не чтобы кому-то потом по голове стучать по результатам). И все у них стало получаться.

Короче говоря, страшно мне от задачи «Первое место в  PISA любой ценой». Цена действительно может быть «любой».  Самая адекватная задача, думаю, была бы такой: «Узнать, в чем сила нашего образования, узнать, в чем слабость нашего образования, внедрить что-то полезное и посмотреть, как оно сработает».

Поделиться