Что такое тест?

Недавно мы опрашивали разработчиков тестов из разных стран про психометрическую культуру в их странах. Там был такой общий вопрос: вот если вас новые знакомые (скажем, в баре) спросят: «Чем занимаешься?», а вы ответите «Я психометрик», вас поймут? Оказывается, даже в продвинутых в области оценивания странах придется пояснять, что «психометрики – это люди, которые делают и анализируют  тесты и опросники».

Сама я себя психометриком не называю. Говорю про разработку и анализ тестов.  И почти всегда меня сразу спрашивают: «Это типа тестов кто вы были в прошлой жизни?» или возмущенно заявляют, что «тесты это  угадайки». Даже мой муж как-то пытался доказывать мне, что тесты знаний это все ерунда, потому что можно угадывать.

«Ну, для начала, есть математические модели для анализа тестов, которые позволяют оценить вероятность угадывания ответа, если использованы задания на сопоставление или выбор ответа из нескольких предложенных — ответила я ему. – Во-вторых, при хороших правдоподобных дистракторах вероятность попадания всего лишь 25% (при четырех вариантах ответа). В-третьих, за ошибки можно штрафовать. И в0-четвертых,  как ты угадаешь ответ, если дана задача и надо вписать ответ?».  «Если надо самому вписать, тогда это не тест», — сказал муж.

И таких, как он, много – считающих, что если надо просто отмечать правильные варианты – это тест. А если надо самому вписать ответ – не тест. Поэтому мы с коллегами чаще пишем  «инструмент оценивания» вместо простого слова «тест». Кто его знает, как другой человек понимает слово «тест».

Сразу скажу, в курсе про экспертизу качества тестов и опросников мы будем использовать слово «тест» так, как его используют в международной практике. В европейских и американских научных журналах и психометрических учебниках тестом называют любой набор заданий, который позволяет целостно оценить некие конструкты. Причем формат заданий – не принципиален. В тесте могут быть и вопросы с множественным выбором (которые нелестно и незаслуженно называют «угадайками» — это неправда! Вопросы с множественным выбором – это очень справедливые и крутые инструменты, надо только уметь их делать и анализировать – об этом я тоже расскажу на курсе) и открытые вопросы, которые требуют ответа, и задания типа эссе, и даже устные задания. И психологические методики можно смело называть тестами.

Другое дело, что в России есть влиятельные специалисты по тестированию (которых я очень уважаю и у которых училась), считающие, что тестами нужно называть только наборы заданий закрытого типа и чтобы при этом одни ответы были правильные, а другие неправильные. А если неправильных ответов нет (например, вопрос звучит как «Я люблю конфеты: полностью согласен, согласен, не согласен, полностью не согласен»), то это опросник. А если в опроснике нужно не только галочки ставить, но и вписать что-то свое, то это анкета…

Правда, сложно? Зачем множить сущности, если можно влиться в международную традицию и говорить «тест» как синоним для инструмента оценивания.

Итак, test –это тест. Инструмент в широком смысле. Questionnaire – это опросник, термин чуть поуже и относится только к инструментам, в которых нет неправильного ответа. Но его тоже можно назвать тестом. И те и другие состоят из items (tasks, questions, statements) – заданий, вопросов, утверждений или «пунктов» (как часто пишут в отечественной литературе). Сейчас благодаря компьютерному тестированию типы заданий становятся все разнообразнее.

Пока в России не прижились общие стандарты психометрики, нет единой терминологии, мне кажется излишним пытаться давать жесткие и узкие определения.

Хотя я, как видите, пошла на поводу у традиции и в названии курса написала «Экспертиза качества тестов, опросников и других инструментов оценивая». Чтобы уж точно исчерпать терминологический ряд.

Поделиться